Христианская психология:  “ЗА” и “ПРОТИВ” Публицистика

Христианская психология:
“ЗА” и “ПРОТИВ”

На рабочих столах сегодняшних пасторов, проповедников, служителей порой можно увидеть книги З. Фрейда, К. Юма. А в каких-то церквах почувствовать, что идеи этих ученых, открывших законы психологии, не только витают в воздухе, но и восприняты. Церковь присматривается к багажу человеческих знаний под названием “психология”?

Грядущий ХХI век называют не веком компьютеров и атомной энергии, а веком именно психологии, которая будто бы будет играть решающую роль в развитии мировых процессов, такую же как в нашем веке играли кибернетика, генетика и научно-технический прогресс. И если компьютерные технологии слабо влияют на жизнь верующих, то наука психология, проникающая в мир души, по всей видимости, еще не раз решительно заявит нам о себе. Чем ответит и что уже сейчас думает по этому поводу церковь? Эксперты и участники круглого стола газеты “Мирт” размышляют сегодня на актуальную тему.

Эксперт, семейный психолог, пастор церкви “Мост” Марианне БАБАШКИНА.

Геннадий ВАСИЛЬЕВ – пастор церкви “Христос – миру”.

Эксперт, психофизиолог Арслан БАЕВ, Володарская церковь евангельских христиан баптистов.

Наталья ТЕТЕРЕВА – консультант по семейным проблемам в епископате ХВЕП.

Михаил ОРЛОВ – диакон церкви Дом молитвы на Поклонной горе.

Александр ОМЕЛЬЧЕНКО – пастор церкви Божьего Мира.

ВЕДУЩИЙ – главный редактор газеты “Мирт” Роман НОСАЧ.

Роман НОСАЧ:

– Мы собрались сегодня, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с новым для наших церквей явлением – христианской психологией. На Западе она нашла широкое применение. У нас только пробивает себе дорогу. Главный вопрос: Божье ли это дело. Зачем христианину помощь психолога, если Бог удовлетворяет все его нужды? Есть даже мнение, что психология запрещена Библией, это сатанинская сфера. Нам надо определиться, как вообще церкви относиться к этому явлению, какое место оно занимает в нашей жизни. Нужна ли христианская психология?

Марианне БАБАШКИНА:

– Сразу отвечу: да. Коснемся истории вопроса. В России психология и психологи в основном светские. Психология как наука очень далеко отошла от Бога. Вообще научная психология и возникла как противостояние религии. Предпочитала изучать не душу и не дух, а физиологию. Все на уровне мозга, нервной системы, гормонов и так далее.

1879 год считают годом рождения научной психологии и связывают с именем ученого, профессора Вильгельма Вундта, жившего в Лейпциге. А совсем не Зигмунда Фрейда, как многие думают. В то время и в дальнейшем ученые полагали, что все должно строиться на научных основаниях. Тогда существовала еще школа психологии, которая основывалась на философии, на религии, но она проиграла в борьбе научных взглядов. Наука стала развиваться как материализм. Особенно в России, где коммунистическая революция очень сильно повлияла на психологию. Получилось так, что, с одной стороны, психология очень “окрасилась” марксизмом, атеизмом, а с другой, она претерпела немало гонений. Психология – это наука о душе. И о человеке. Это плохо совмещалось с политикой, направленной против человека как личности. Многие годы психология то разрешалась, то запрещалась. Психология не развивалась нормально. Не говоря уже о христианской психологии.

В конце прошлого века русские психологи вообще вычеркнули такое понятие, как душу. Вот цитата Челпанова (1888 г.): “Хотя психология есть наука о душе, мы можем приняться за изучение ее “без души”, то есть без метафизических представлений о сущности”. Психология в России скатилась до уровня физиологии. О душе нельзя было говорить, о духе – тем более.

Почему так пугает психология? Она должна была использоваться в помощь людям, а в странах с коммунистическим режимом использовалась против человека. Особенно психиатрия, ее “медицинская сестра”. И люди стали пугаться. Особенно верующие, у которых психология ассоциируется с контролем, промыванием мозгов, лечением (из кого-то делают дурака какими-то методами), гипнозом. Еще много такого, что просто несопоставимо с христианскими понятиями.

За сто лет психологических исследований накоплено огромное количество информации – о памяти, о восприятии, о чувствах, о том, как это все взаимосвязано. Но в настоящий момент многие психологи сами дезориентированы. Если говорить о практической стороне психологии – консультировании – они знают, как раскрыть душу, как разговорить человека. Но не знают, что с человеком потом делать, куда его направить. Психологи нуждаются в нравственных ценностях и в смысле своей работы.

Кто вообще работает с душами людей? Психологи и пасторы. Но у первых недостает фундамента, а у вторых знаний и навыков. Вот почему нужна христианская психология. Чтобы привнести Бога в психологию и дать всем этим знаниям базу. Чтобы скорректировать, что допустимо, что нет. И с другой стороны, она нужна церкви, она нужна верующим. Пасторы, служители ведут душепопечительную работу. Люди приходят к ним исповедоваться. А уходят порой с болью, с чувством, что его не поняли, не помогли. Знаю это из моего опыта, слышала разные свидетельства. Потому что вместо того, чтобы нормально слушать, сразу дают советы – делай так и так, или в Библии написано, так и делай – все. Я считаю, что многое можно почерпнуть из того опыта, который есть у психологии – как говорить, как слушать, как разрешать конфликты, как вести группы. Проповедники изучают гомилетику. Это считается нормальным. А изучать психологию, чтобы узнать, как устроена душа человека или как строятся взаимоотношения в семье, – этого почему-то делать нельзя. Хотя много есть полезного, что можно оттуда взять.

Сказать человеку, который в депрессии: в Библии написано, радуйся – начни радоваться! – это все равно, что сказать слепому человеку: начни видеть! Или у человека навязчивые идеи, а ему говорят: какие еще идеи, ты – христианин, должен себя контролировать. Или случаи с зависимостью (алкоголь, наркотики), или у кого-то маниакальное состояние – сверхвозбужденное. Им просто говорят: плод Духа есть мир. Ты себя держи в руках, приобрети этот мир от Бога, доверяйся Ему и сиди спокойно. Получается, что советчики невежественны. Речь идет о болезни. Не знают, что делать. Не то что не помогают, а бывает очень вредят. Это касается и отношений в семье. Там просто насилие над личностью, но в церкви говорят – чаще всего жене – смиряйся. И часто, если нет умения раскрыть ситуацию, кончается это плохо.

Поэтому я очень хочу продвигать те психологические знания, которые могут помочь. Я не верю, что мы как христиане имеем право игнорировать тот опыт, который накоплен. Необходимо брать психологию как науку, как инструмент. Что делает любая наука? Четыре вещи. Наблюдает объективно, что происходит, и собирает данные. Классифицирует эти данные, организует их в понятия и категории. Пытается объяснить эти данные: где причина, где следствие. И четвертое – предугадывает следующий шаг, чтобы контролировать процесс. Науку можно использовать, но надо пересмотреть ее с точки зрения христианских ценностей.

Психология – это нож. Его может использовать врач, чтобы оперировать, лечить; может использовать убийца, чтобы убивать. Она очень острый нож, который может резать глубоко. Очень эффективно лечить и очень сильно ранить. И поэтому многие люди, особенно верующие, держатся от этого подальше. Получается, в церквах делают операцию голыми руками. Это больно. А в науке светской “режут” то, что не надо. Я предлагаю христианскую психологию, как нож в руки врача, который знает, что делает, и действительно лечит. Остается доказать верующим, что психология полезна и не разрушительна, если правильно подойти к ней. И остается доказать светской психологии, что абсурдно говорить о человеке без каких-то духовных и нравственных понятий.

Психология никак не может решать вопросы греха, покаяния, освящения. Она может показать человеку, где проблема, но человек без Бога не может измениться.

Арслан Баев:

– Ведущий поставил ряд важных вопросов. В среде русского баптизма, например, в моей церкви отношение к психологии довольно подозрительное, если не отрицательное. Преодолеть его весьма трудно, это установки, которые сидят в глубине души. По принципиальному вопросу: зачем христианину помощь психолога, если Бог удовлетворяет все его нужды, – я в основном согласен с сестрой Марианне. На мой взгляд, интеграция христианской веры и психологии возможна.

Вопрос: как вообще церкви относиться к этому явлению, какое место психология занимает в нашей жизни, – следует решить в самом начале нашей дискуссии, чтобы потом обратиться к частным вопросам. Интересно будет узнать мнение служителей: Божье ли это дело?

Александр Омельченко:

– Я представитель харизматической церкви. В харизматической среде достаточно часто тоже резко отрицательное отношение к психологии, основанное на утверждении, что Бог лечит души. Мне кажется, если мы будем продолжать отрицать психологию, занимаясь таким библейским занятием, как душепопечение, мы просто будем изобретать велосипед заново. Можно сравнить пособие по проведению занятий малых групп и психологическую книгу – увидим, что в принципе это одно и то же, только терминология другая. Мы идем к психологическим знаниям большей частью путем проб и своих ошибок, а часто слез перед Господом. Ведь то и дело сталкиваемся с тем, что ушел человек, а я не смог ему помочь. Так хотелось, но он меня не понял или я его не понял, хотя ответ-то был совсем рядом, просто мне чуть-чуть не хватило знаний. И со всеми прозвучавшими тут оговорками, что психология может использоваться для манипуляции, как страшное оружие, мое частное мнение: она нужна церкви тоже. И специалисты такие церкви нужны. Да они уже и есть в церквах. Вот рядом Наталья – человек, который занимается семейным служением. Ей нужно изучать и знать психологию семьи, ну как ни крути. Или изобретать велосипед, называя психологию семьи другими словами.

– Я – пастор недавно, раньше работал с детьми. Я рад, что эту тему затронули, потому что каким бы словом не называли психологию, она была и есть, но для нас закрыта.

Психология еще недавно для меня была чем-то далеким. Психологами считал тех, кто занимается душевнобольными, и не отличал их от других специалистов, а сейчас различаю, потому что всем, кто работает с людьми, это очень важно. Я – за психологию. Но вот вопрос: есть ли у нас в России люди, к которым можно обратиться за помощью в психологических знаниях.

Там, у них, психологов много, чуть что – посылают к психологу. Я бы тоже хотел кого-то иной раз отправить к психологу, но где его взять? У нас, в России, не встречал. К сожалению, они такие скрытые, работают где-то потихоньку. А хотелось бы пообщаться с людьми, которые имеют такой опыт. Ничего не слышал я о семинарах, где хоть как-то касаются психологии.

Пасторы и служители получают необходимую информацию, знания, кто как умеет, опытным путем, и только тогда, когда начинают служение. Все учатся на том опыте, которого сами достигают. Основываются на собственных взглядах, делают много ошибок. Это плохо.

Пастора тоже надо учить общению, как правильно слушать и говорить, как управлять разговором. Многие христиане, я знаю, любят говорить. Как только они становятся верующими, начинают говорить. Бывает очень тяжело их остановить. К тому же Слово Божье учит – лучше слушать, чем говорить. Начинаешь думать: что же делать, продолжать слушать, хотя человек давно говорит пустое, или все же остановить его? Поэтому я считаю, что психология нужна, и церкви должны применять ее правильно.

Михаил Орлов:

– У меня такое ощущение, что мы с вами еще не стоим на почве. Если брать исторический ракурс, то сразу вспоминается отец психологии – Фрейд. Главный безбожник. Корень слова “психология” – изучение души – понятен. Но как его сегодня связать, соединить, помня о зарождении психологии, с христианством? Ведь все определяется по корню. Всякий думающий будет изучать самые корни. Вот говорили: мы дети Авраама, Христос ответил: вы дети дьявола. Важно, какой корень по жизни у них. Как можно связать ту безбожную психологию, которая определяет сущность человека по его сексуальному дереву, с тем, что сегодня христианин должен отвергать блуд и всякие формы, восстающие против Бога внутри себя. Если я изучаю душу, то правильно ли я поступаю? По Слову ли Божью я поступаю?

Я не хочу показаться каким-то фанатиком, но я вижу, в чем просматривается область изучения души. Это совершенно другое, нежели то, что мы сегодня так красиво преподнесли и сказали, что это полезно, нужно, важно. Безусловно, мы выглядим необразованными, серенькими, и русского богословия как такового у нас не было, а этот богатый Запад нам во всем помогает: и информацией, и умом. Тем не менее, здесь тоже есть души, которые много лет читали и изучали Библию. Они многое поняли и, в то же время, не назвали себя психологами. Вели ту же работу, но не по той системе, потому что та система рождена в человеческом сердце, сердце безбожника. Изначально она родилась в сердце атеиста, чтобы воевать с Богом. Можно ли эту систему использовать сегодня хотя бы на два, три, четыре процента? Не будет ли здесь большой беды?

В старые времена такого не было. Не потому что мы были не развиты, а потому что сегодня действительно наступают времена последние, эсхатологические. Вспомним, что Слово Божье говорит: “Смотрите, (братья), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу” (Кол. 2:8). Философия, философический склад ума – это все формы, которые якобы сегодня идут на услужение Богу. Когда человек приходит ко Христу, он старый свой рюкзак должен далеко забросить, отречься от всего. А он сегодня в этот рюкзак заглядывает и говорит: так, вот это не совсем плохое, этим я могу еще Господу послужить, а если я это скомбинирую с этим... Так получается христианский буддизм, христианская политика, христианская психология. Сами эти слова несовместимы. Потому что мы понимаем, кто есть отец психологии.

Христиане Запада прочитали, перечитали психологические идеи Фрейда и потом начали копаться – это оккультно, это гипноз, это плохо, но все-таки сама идея интересна: знать себя, ближнего, помогать... Можно взять. Но в основе все равно осталась безбожная система. Я в Америке беседовал с одним психологом, пастором, видел, как он разговаривал с девушкой. Он хорошо знает психологию на всех уровнях, он довольный, потому что все знает, у него на все готовы ответы. Не беседует, а в душу заглядывает, потому что он психолог. Эти христиане-психологи все равно идут не по откровению Божию.

Христос психолог? Лучшего знатока души человеческой, наверное, не было. Но Его психология не совмещается с той христианской психологией, о которой мы говорим. Врач будет поступать так, как его научили. Я наблюдал за врачами-христианами, они используют все медикаменты, все средства и только после этого – давай помолимся. Они вначале дают свой опыт врача, а потом – давай помолимся. Очень сложно верующему отречься от своего вавилонского, мудрого, софического накопления.

Вопрос из психологического выходит в духовный. Может ли сестра его понести? Вот приходит к сестре или к молодому брату душа, пораженная духом блуда. Исповедуется, и те по своей психологической системе помогают ему, делают, как научены. Вроде бы страждущему стало легко. Но для того, чтобы ему помочь, надо взять на себя часть его груза. Принять на себя его проблему и рассматривать ее как свою. Вы должны вместе с ним встать и сказать: Господи, мы согрешили, мы сблудили, мы отрекаемся от этого. Иначе не получится. Все апостолы, все пророки так поступали. После этого страждущий уходит. Радостный. А вы остаетесь... Вас этот дух блуда в каких-то формах поражает. Вы никому не говорите, но вы не знаете, куда деться. Дальше больше, так становятся одержимыми.

Человек, правильно понимающий вопрос, не будет замыкать чужую проблему на себя. Он с Богом, он использует отречение, освобождение. Сильный понимает. А слабый обязательно упадет. Упасть он может в тайне сердца или открыто – это неважно, но будет “освобождать” души дальше. Потому что изначально система психологии имела не святой, не Божий корень.

Почему мы взялись изучать душу человеческую, только душу – именно эту область? Почему не взяли дух и не характеризовали его? Кто занимался Духом Святым или человеческим? Мы сейчас посмотрим по Писанию, не опасно ли это будет. Вот отношение Христа. “Не заботьтесь для души вашей” (Мф. 6:25). “Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее” (Мф. 10:39) “Любящий душу свою погубит ее” (Ин.12:25). Наука психология гласит: ты должен познать себя, полюбить себя, уважать себя... Так? Поднимается на базе этого душевного определенный культ личности. Вот у Христа немножко по-другому было.

Возьмем другой пример Божьего определения. Это Ветхий Завет: “За то, что ты рукоплескал и топал ногою, и со всем презрением к земле Израилевой душевно радовался...” (Иез. 25:6). Далее Бог говорит, Я за это тебя накажу. Понимаете, область душевная – это не совсем та область, которую Бог хочет использовать для прославления Себя. Потому что душевное – рукоплескания и топанье, оно имеет эмоциональное развитие, чувственное. Не чувствование Христово, а что-то другое.

Из Иуды 1:19: “Это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, поступающие по своим нечестивым похотям”. Или: “Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием” (1 Кор. 2:14). Если идти по корню, по отцу психологии Фрейду, то для психологии христианство – безумие.

Это вопрос очень глубокий. Если его исследовать и рассматривать из Библии, то надо дать новое определение. Тогда уже слово “психология” должно быть заменено на какое-нибудь другое, которое включало бы и дух, и душу, и тело. Здесь и более глубокая программа будет, более серьезная, не просто психология.

Наталья Тетерева:

– Бог дал мне личное откровение, которое вывело меня, всю мою семью на свет. Когда я подчинилась Слову Божьему, то через меня Бог привел ко Христу моего мужа и детей. Но пришлось себя распять, пройти через боль. Потом Бог стал приводить ко мне людей, которые видели во мне пример. Я считала, что имею откровение, и давала им свой жизненный опыт, свою точку зрения. Я говорила им о необходимости применения моего опыта. Люди воспринимали мою точку зрения как абсолютную. И это была ошибка.

В семье насилие, муж избивает свою жену, она терпит, потому что Наталья Николаевна получила откровение, что надо распять себя – вот и все. Несчастная женщина будет распинать себя, а ее муж будет продолжать пить и избивать ее. И вы знаете, до сих пор на моей душе это бремя, что я советовала так поступать. В церкви есть люди, которые боятся восстать против насилия, сказать правду, сказать, что больно, тяжело, больше не могу этого терпеть. Все потому, что я принесла этот опыт людям.

Второе. Человек сломал руку. Предположим, он скажет: я сейчас помолюсь, сниму гипс и пойду. Возможно такое? Нет, существует стойкое правило: через такой-то срок эта рука заживет. Для исцеления требуется время. Такие же закономерности в психологии. И я столкнулась с этим во время консультирования. Я всегда считала, что примирение – это сразу или надо маленький кусочек времени. Да, человек должен простить. Но простить это что – забыть? Вычеркнуть из своей жизни? Надо время и для того, чтобы простить.

Мы разбирали ситуацию, когда семья дошла до развода, там было все разрушено. Говорить: вы должны помириться – бесполезно. Прежде надо пережить смерть старых отношений – это, как минимум год, а максимум три года. Потом начинать строить по-новому. Когда я это поняла, у меня появилось четкое представление, как с этим человеком, с этой семьей нужно заниматься. Прежде всего постепенно. Необходим этап примирения. Моих знаний, моего опыта в этом не было. Это были готовые знания, готовый опыт, который дает психология. Но почему я не могу его применить?

Пугает слово “психология”? Меня не пугает. Исцеление души словом – для меня это нормально, понятно. Фрейд тоже для меня не является каким-то абсолютным показателем. Его я не буду пугаться. Я возьму положительные знания и, анализируя их с помощью Слова Божья, попытаюсь применить.

Вокруг меня собирается много молодых девушек, которые оканчивают институт Герцена. Они ходят в церковь, они психологи, они говорят: мы не знаем, где применить наши знания. И я думаю, что это еще один способ, как эти знания направить в правильное русло. Их надо поставить на Библию и правильно применять. Бог никогда ничего не дает напрасно. Знания можно использовать, но использовать правильно.

Арслан Баев:

– Чем глубже истина, тем более она противоречива. В нашем обсуждении произошла поляризация точек зрения.

Исторический контекст в России иной, чем на Западе. Там психология как самостоятельная наука развивалась с середины XIX века преимущественно в русле идеализма. Тамошние психологи верили в непроницаемость духовного мира для естественнонаучного опыта и выводили из понятия о душе все ее свойства и способности. Это был односторонний подход (к нему ближе сестра Марианне), но зато он глубоко исследовал следящее за собой сознание. В России на рубеже XIX и XX столетий вопросы психологии обсуждались в контексте острых споров на актуальные нравственные, педагогические и религиозные темы. Со времен полемики Сеченова с Кавелиным в массовом сознании утвердилось сеченовское убеждение, что психологию должны разрабатывать физиологи и психиатры. Этот подход ближе к моему, но он также односторонен, хотя успешно решает проблему внедрения в психологию объективного метода.

В одном месте Писания (1 Фес. 5:23) говорится о триаде духа, души и тела, в других (Еф. 5:5; Гал. 5:17; 1 Кор. 5:5) – о диаде духа и плоти. Я больше склоняюсь к диаде. Ибо дух – одно, а плоть, то есть душа и тело, – другое. Работая с людьми, я опираюсь на это положение каждый день. Человек устраивается на работу, и мне надо решить, можно ли его пустить за пульт управления или нет. Его память, внимание, мышление, воображение, волевой порыв – все что называется душой (на мой взгляд это не душа, а плоть), я исследую с помощью объективного психофизиологического метода. Здесь работает математика. Если же под душой понимать дух, то математика “буксует”.

Между духом и плотью – великая пропасть. Поэтому я основываюсь не на триаде – дух, душа, тело, а на диаде – дух и тело, имея в виду Христа и Велиара, свет и тьму. Душа – часть материального тела, психология - наука об этой части. У любой науки есть свои ограничения, и у психологии они есть, поскольку она никакого отношения к духу не имеет.

О Фрейде. Отец его был иудей, ненавидевший христиан. Сын унаследовал эту ненависть. Но Фрейд, ненавистник христиан, Библию знал. Он взял оттуда многое, выдавая за свое, хотя это ему (при всем его несовершенстве!) открыл Свет Божий. Кстати, он давно уже не отец, а прадедушка психологии. Но важно то, что он обосновал понятие о механизмах психологической защиты, которые блокируют личностный рост человека, то есть мешают ему уверовать во Христа. Это факт. Отрицая его, отрицают очевидное. Опытный христианский служитель, который не знаком с этим психологическим термином, но умеет эмпатически, сочувственно выслушать человека и понять его ситуацию в свете Библии, может пробиться сквозь любую психологическую защиту. Если он не умеет правильно слушать, он преклонится под чужое ярмо. Но как же ему одному носить тягости, бремена и распри?

Я противник понятия “христианская психология”. Не бывает также и “христианской психиатрии”. Больного шизофренией, неважно христианин он или нехристианин, следует лечить психотропными препаратами. Мы должны молиться за него, ибо страдает его дух, но медицинским аспектом должны заниматься медики. Бывает ли христианская хирургия? Не бывает! При переломе руки мы молимся и звоним травматологу, не так ли? По сути христианский психолог занимается душепопечением, прибегая при этом к некоторым, тщательно выверенным Словом Божьим методам научной психологии.

Употребление термина “христианская психология” можно оправдать лишь в одном случае – когда оно прямо отражает учение о том, что Христос есть Путь, Истина и Жизнь. Но вот беда, христианские ортодоксы, находя в истоках психологии богопротивные силы и считая психолога их посредником, выступают против такой интеграции.

Михаил Орлов:

– Я бы хотел поправить вас немножечко. Читаем в Библии: сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте: и ваш дух, и душу, и тело. Мы – творение Божье, созданы по образу и подобию Божьему. Мы имеем душу, дух и тело. Поэтому наш дух как таковой связывается с материальным, с нашей душой. Если мы ее проигнорируем или что-то из трех проигнорируем, тогда мы не сможем жить здесь, на земле. А мы должны жить. Поэтому надо из трех рассматривать.

Арслан Баев:

– Ну, давайте попробуем так. Вот море и берег. То, как изрезано побережье, то есть прихотливая береговая линия, то, как море конфликтует с землей, вот эта линия и будет называться “душа”. Вот это – дух, а это вот – материя, а линия между ними – душа. Как психофизиолог я исследую эту линию, глядя на нее с земли, то есть с материалистического ракурса. Я исследую ее объективным методом и получаю достоверный результат. О духе верующему специалисту открывает, конечно, только Бог, ибо написано: “Лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его?” (Иер. 17:9).

Современная психология совершила много больших открытий из сферы низких истин. Этих открытий будет больше, но спасут ли они человека в вечности? Нет! Согласен с Михаилом Алексеевичем, надо смотреть в корень. Библейское – да и аминь, небиблейское – стоп, надлежит страшиться Бога!

Марианне БАБАШКИНА:

– До того, как возникла психология в нашем, современном, понимании, уже существовала философская психология, религиозная психология, то, что я называю, “христианская психология”. И почему я держусь за это слово, его можно изменить, но существует традиция, много веков именно христианской психологии, которая никогда не отвергала Духа, а пыталась строить понимание души, понимание личности, понимание человека на христианских основах. Поэтому очень многое, что вы говорили, – да, и аминь. Если убирается Слово Божье, его принципы, если действует психолог лишь по методикам, не слушая Святого Духа, не понимая Писания – то пользы нет.

Я почему говорю о душе? Медицина занимается телом, а церкви, религии - духом. Но есть некая область человеческой жизни, например, расстроенные чувства или сломанные взаимоотношения, которой никто не занимается, и некому помочь. И это то, что я называю душой. Здесь дело в выборе термина. Да, я вижу, что есть душа, и Библия говорит о душе. Все зависит от того, как мы определяем. В той же психологии есть сотни разных теорий и школ. Когда мы говорим “психология” – это такая обширная область, что сложно определить, против кого мы боремся, от чего отказываемся.

Лучше говорить больше не о терминах, а о сути – о нашем поведении, об эмоциях, о восприятии мира, о взаимоотношениях. Нужно говорить и о прощении, покаянии. Когда человек прощает, он от многого освобождается, в том числе и на физическом уровне, от заболеваний соматических. Все это очень взаимосвязано. “Психе” по-гречески обозначает “жизнь” и обозначает “душа”. Психология – наука о том, как мы живем, о жизни внутри и вокруг нас.

Был задан вопрос: Иисус психолог? Да. Как я понимаю слово “психолог”. Тот, кто разбирается во внутреннем мире, поведении, мотивациях человека и так далее. Мы ограничены, но мы можем стремиться, и я уверена, что цель каждого – стремиться лучше понимать, принимать и любить себя. Чем больше человек принимает себя, тем больше будет уважать других. И это одна из тех закономерностей, которые просто есть. Важно, чтобы каждый человек вырастал как личность, умел строить взаимоотношения. Нет ни одной теории психологической, где не говорится о том, как должны строиться эти отношения. Библия учит: возлюби Господа Бога и ближнего как самого себя. То есть нам заповедано иметь здоровые отношения с Богом, ближними и с собой. Это те три принципа, которые работают, о которых говорит Библия и так или иначе все теории психологии.

Без основания твердого, библейского, психология не может дать силу человеку, как правильно жить. Она может всего лишь помочь человеку выяснить, в чем его грех, в чем каяться и просить у Бога помощи, посмотреть на себя, понять себя. Есть много людей в церквях, которые настолько забиты, настолько болеют душой, что не слышат даже слова о прощении, что Бог их любит.

Я верю, что Бог – Творец всего: и материального и духовного. Частица Бога находится во всем. В каждом человеке, самом страшном безбожнике есть частица Бога. Все равно Бог его любит, и даже такой человек способен любить и творить добро. Наш Создатель мог нам нечто открыть даже через такого безбожника, как Фрейд. Я верю: то, что ученые открывают, они открывают Божьей милостью. Если они говорят потом: я это открыл и буду этим бороться против Бога – это уже их проблема. А знание-то все от Бога.

Сегодня цитировали места из Писания о душевном человеке, о душе, о том, как надо отречься от души... На мой взгляд, путают два понятия. Когда говорится о душевном, сразу представляют, что это плохо, душевного вообще не надо. На мой взгляд, говоря о душевном, о душе, Библия не говорит, что это плохо, а что душевное не должно контролировать. Быть той частью человека, которая ведет, решает. Дух все решает. Святой Дух в нашем духе. И если Дух на своем месте, тогда и душа на своем месте, и тело на своем месте. И душевный человек не тот, у которого душа есть – у всех она есть, а тот, кто руководствуется всего лишь своей волей, своими импульсами, своими эмоциями и т.д. Нужен Святой Дух, Который вел бы человека. Мы должны быть водимы Духом. Он приводит в порядок наш внутренний мир, исцеляет нашу душу, преображает ее больше в образ Божий.



Христианская психология:  “ЗА” и “ПРОТИВ” Публицистика