Вы, вероятно, знаете отношение некоторых проповедников и пасторов к телевидению. Сюда же можно отнести и отношение к интернет, а иногда и даже к другим источникам информации. Взгляд этих проповедников на суть проблемы следующий: они считают, что наличие телевизора (компьютера, игр и интернета) в доме – потенциального источника искушений и соблазнов – для христианина дело опасное, а иногда и губительное. Основание для данных оценок приводится следующее: применительно к соблазну – Матф.18:9, Мар.9:47; применительно ко времени – Еф.5:15,16; Что ж, они правы, но с оговорками.
Все заключается в «том самом» ВОПРОСЕ – считать ли кухонный нож оружием или инструментом для приготовления пищи? Если вы, дорогой читатель, еще не решили, чем для вас является кухонный нож (конечно, здесь я выражаюсь образно), то вам лучше вообще не иметь телевизор – чтобы, как говорится, «от греха подальше». Но если вы все же понимаете суть проблемы, что «ТЕЛЕВИЗОР» является лишь источником информации, а выбор воспроизводимой им информации зависит от вас, то нет никакой проблемы в библейском понимании с тем, будет у вас телевизор или же нет. Иными словами, здесь важно понимание самим христианином.
Несколько слов о понимании. У каждого из нас уровень понимания разный – для одних он высокий, для других не очень. Чтобы уберечь от соблазнов ВСЕХ, а не только тех, у кого он «не очень» высокий, – некоторые проповедники и рекомендуют не иметь дополнительных соблазнов в собственном доме. Но если вы любите Господа, если вы ПОНИМАЕТЕ и ИСПОЛНЯЕТЕ заповеди и не хотите Его огорчать, то для вас не должен быть соблазном выключенный телевизор. А включать его вы будете для просмотра христианских передач, познавательных фильмов и прочих программ, которые не противоречат вашей доброй совести. Иными словами использовать телевизор вы будете в качестве большого экрана для воспроизведения важной для вас информации, исполняя заповедь "святый да освящается еще" Откр.22:11. Что касается времени, которое при этом тратиться – если вы учитесь на этих передачах и это обучение вам необходимо в служении, на работе или для своей семьи, – то относитесь к этому также, как и к обучению в школе (средней или высшей), чтению книг, где также требуется тратить время.
Ограничения времени на просмотр телевизора не существует, равно как его не существует при обучении – если вы идете в университет, то вы не испытываете неловкости от того, что целый день сидите за партой и пишете или слушаете. Есть лишь физиологические ограничения: на расстояние от изображения до сетчатки глаз, осанку, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАЗОВОГО ПРОСМОТРА (длительность урока/перерыва), освещенность помещения и прочие факторы, влияющие на здоровье – о которых вы можете узнать в различных медицинских изданиях, но на духовный рост и духовное состояние влияет не само наличие TV, а СОДЕРЖАНИЕ просматриваемых программ. Если содержание полезно – нет проблем, если же оно не полезно, а наоборот, является соблазном, – как добрый хозяин своего духовного мира и своего разума, – христианин не станет засорять его мусором и соблазняться, искушаясь увиденным и услышанным, НО ПРЕКРАТИТ ПРОСМОТР.
Вопрос, поднятый в заглавии статьи, важен прежде всего тем, кто не видит разницы в содержании тех или иных программ, фильмов и передач, – кто глотает все подряд. Эта статья посвящена тем, кто не понимает (низкий уровень понимания) проблемы во включенном на кухне В ТЕЧЕНИИ ВСЕГО ДНЯ телевизоре, кто не видит негатива в засорении памяти при прослушивании и просмотре таким образом, кто в следствие этого затем становится агрессивным, теряет производительность, хуже себя чувствует (из-за психологической нагрузки) и сам не понимает причины такого состояния. Таким я могу просто прокричать в ухо: «Очнитесь, включите свое мышление, и не превращайте свой разум в мусорную свалку». Возможно, придет день и вы сами СНОВА не сможете отличить зерна от плевел, хорошего от плохого из-за "глотания" информационного мусора.
Эта статья также и для тех, кто не хочет быть гибче, кому легче сказать – НЕЛЬЗЯ иметь телевизор, чем сказать: «можно, но осторожно на этом повороте и на этом спуске», говоря о соблазнах в содержании программ и растрате времени.
Поскольку затронут вопрос обучения, прежде всего, следует обратить внимание на разум (интеллект). Попытаюсь дать свое определение интеллекту. «Интеллект – это способность анализировать, мыслить логически, накапливать и систематизировать данные путем их анализа, определения типов и применимости, находить в них связи, закономерности и отличия, на основании анализа которых делать выводы о тех или иных следствиях». Интеллектом не является ПЕРЕДАЧА информации по цепи: КНИГА (источник информации) -> ПАМЯТЬ (человека) -> ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ (бумага/речь), то есть ПЕРЕМЕЩЕНИЕ одних и тех же данных в пространстве посредством сохранения ее в своей памяти и чтения из нее. Не путайте интеллект с начитанностью – человек может быть «ходячей библиотекой», вспомнить имена всех персонажей из ста романов, но не суметь выявить закономерности в простейшем числовом ряду, найдя его шаг, то есть проанализировать информацию и получить следствие, – результат анализа. «Память» есть и у компакт-диска и ее достаточно для того, чтобы занести имена всех известных людей и персонажей всех произведений всех времен – никакой человек на земле не сможет в точности воспроизвести всю записанную на нем информацию, но от этого компакт-диск не считается умным, а тем более умнее человека.
Накопление информации через зрение и слух – самые информативные органы восприятия человека – напрямую зависит от интеллекта человека, от способности разбирать получаемую информацию по полочкам, упорядочить и размещать не в общую кучу, а в отведенный для каждого типа информации отсек. Например: вы получаете информацию о кулинарии определенной нации. Чтобы информация была надежно зафиксирована – вы по ходу вспоминаете: происхождение, традиции и культуру этой нации, ее славные и не очень исторические эпизоды, правителей и завоевателей, поведение этого народа в тех или иных условиях, а затем, будучи обогащены данной информацией, вы окутываете ею же получаемые данные о кулинарии – способе и традициях выращивания, приготовления и употребления пищи этим этносом. По завершении вы уже точно знаете, на какую полочку сложить полученные данные о кулинарии, так как они уже окутаны в историко-культурный контекст этой нации. И с фиксацией информации завершили.
Затем начинает работу интеллект: мы сравниваем собственную кулинарию с открывшейся нам, – как мы готовим с тем, как готовят они, что мы выращиваем с тем, что выращивают они, как мы употребляем пищу с тем, как употребляют пищу они, при этом проводя связи между культурами, происхождением, правителями, историей и всем остальным, что удается вспомнить – ДЕЛАЯ ВЫВОДЫ об отличиях и похожем, на основании которых анализируем, например, возможность комбинирования различных ингредиентов из их кухни с нашими, чтобы получить, возможно, более вкусные блюда или более приемлемые для своего вкуса или своей кухни; или, например, сравнивая климатические условия произрастания культурных растений в той местности анализируем возможность адаптации этих культур для собственного климата, типа почвы, орошения, опыления и возможный экономический эффект – словом, путем анализа связей всевозможных данных получаем следствия, на основании которых делаем выводы применимости (возможности) их использования.
Итак, информация получена, отложена на нужной полочке, да еще и проанализирована (обработана разумом) – такая информация является уже экстрактом (выжимкой) из первоначальной информации, напомню, о кулинарии определенной нации, и является теперь значительно весомей и значимей, чем первоначальная, так как содержит результат мыслительной деятельности, результат работы интеллекта человека, аналитическую информацию. Эту информацию, возможно, кроме вас и Бога еще никто не знает, а следовательно, вы имеете преимущество в знаниях, так как ваш интеллект позволил вам получить те ответы, которые могут принести, как минимум, гастрономический эффект в вашей жизни, а возможно и экономический эффект, если вы откроете ресторан и начнете готовить новые адаптированные вашим интеллектом блюда, которые придутся по вкусу вашим согражданам, при этом информация о рецепте (состав ингредиентов, которые вы сами определили как оптимальные) известна только вам, как человеку, который получил ее собственным разумом, собственным интеллектом.
Все просто, все легко. Анализировать можно любые, даже самые немыслимые, на первый взгляд, вещи. Наш интеллект весьма и весьма мощный инструмент, если знать, как им пользоваться, как его задействовать. Многие, знают о его существовании, но мало кто его загружает работой.
Как же обстоят дела на практике. Представьте, что вы купили компьютер, довольно современный, сто процессоров, в каждом по 32(!) ядра, включили его. Он заработал, светодиоды заморгали, на экране появилась заставка BIOS’а. И вдруг вы вспоминаете, что программное обеспечение вы купить забыли… Правда, не реалистичная картина? Потому, что сто-процессорный компьютер стоит столько денег, что перед его покупкой много раз выверят и перепроверят все "за" и "против", рассчитают требуемую производительность для соответствующего программного обеспечения, которое уже будет в наличии – без него такой «мозг» покупать никто не решится. Но на практике мы уже обладаем таким мозгом! Наш интеллект вполне сопоставим с такого рода мощностями, но мы забываем, что для них тоже нужна загрузка, нужен анализ, нужна алгоритмическая информация – аналог программного обеспечения для компьютера. Без работы наш интеллект выглядит именно как нереальная картина купленного без программного обеспечения сто-процессорного компьютера. Простой таких вычислительных возможностей – можно назвать преступной халатностью!
БОЛЬШИНСТВО людей ограничиваются тем, что накапливают информацию, крайне редко ее анализируя, то есть ДУМАЮТ НЕ РЕГУЛЯРНО. Возвращаемся к телевизорам: те, кто смотрят его с утра до вечера и воспринимают его как «фоновый шум», должны знать, что наш мозг накапливает информацию постоянно, не отключаясь в процессе бодрствования человека ни на секунду, и этот «фоновый шум», состоящий из РАЗНОШЕРСТНОЙ информации так же НАКАПЛИВАЕТСЯ в подсознании. Если человек не акцентирует внимание на смысле информации, на ее содержании, то она не раскладывается по полочкам в его разуме, а сваливается в кучу – хорошее с плохим, кислое с соленым. Этот информационный винегрет приводит к «перегреву», так как мозг требует работы, а работает только память, причем подсознательная, а не ассоциативная (в которой задействуется интеллект). Я знаю об исследованиях человеческой памяти через гипнотическое состояние – человек вспоминал те детали, которые его мозг в состоянии бодрствования вспомнить не мог, детали из подсознания – того самого «фонового шума», причем покадрово, то есть с такой детализацией, как если бы вся жизнь со всеми ощущениями и звуком НЕПРЕРЫВНО записывалась в память. Это говорит о том, что все происходящее рядом с нами и попадающее в поле нашего зрения фиксируется нами самими в нашей памяти, хотим мы того, или нет (и это помимо записи нашей жизни в «Небесной Канцелярии»). В наших же интересах получаемую информацию раскладывать по полочкам, чтобы не произошло «информационного несварения». А просмотр телевизора в режиме «нон-стоп» ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО БЕЗ АНАЛИЗА, так как скорость анализа нашего мозга огромна, но ограничена и конечна. Что же касается раскладывания по полочкам – то здесь ситуация лучше, – мы в состоянии успеть рассовать информацию «о пожаре в Австралии» и «наводнении в Германии» по нужным полочкам, но накапливаясь БЕЗ АНАЛИЗА, информация начинает проваливаться под собственной тяжестью в подсознание, а оттуда ее практически очень сложно извлечь. Поэтому лучше смотреть (получать информацию) дозировано, чтобы давать себе возможность ее проанализировать (обдумать), потому что в таком виде она значительно дольше сохраняется в доступной памяти, а когда требуется, быстро извлекается, будучи ассоциированной со множеством других данных, которые «всплывут» по ходу воспоминаний, будучи ассоциированными (связанными следственными связями) с ней. Если же ее не анализировать, то она провалится в подсознание и не сыграет никакой роли, что равносильно потере времени (зачем тогда смотреть?), а кроме этого может обернуться и возможным психическим расстройством – головокружением, нервозностью, агрессивностью или вялостью, депрессией, потерей связи с реальностью и прочими побочными эффектами, к которым ни вы, ни ваши родственники не готовы.
Отсюда делаем очевидный вывод, который подсказывает сама наша физиология (строение): любой источник информации можно воспринимать дозировано, в перерывах анализируя (обдумывая) и сопоставляя связи, следствия информации, ассоциируя ее, чтобы не потерять ее, не упустить «нить», связывающую ее с остальными данными и событиями. Наше тело во всем требует меры: в еде, в беге, во сне, в бодрствовании, и конечно в информации!
Мы все прекрасно понимаем следующие аргументы: 1) нельзя целый день есть все подряд, чтобы не навредить самому себе; 2) нельзя целый день бежать, чтобы под конец не остановилось сердце или не случилось инфаркта; 3) нельзя бодрствовать неограниченно долго, так как наступит момент истощения и мозг все равно отключится (заложенный на генном уровне механизм) из-за переработки, усталости (при этом иммунитет будет на нуле и вы можете заболеть) – если же намеренно не давать человеку спать, то он может умереть. Но мы пока еще очень плохо информированы о том, что необходимо дозировать прием информации – нельзя неограниченно и, тем более, без разбора поглощать информацию, так как без ее анализа (а для анализа нужен перерыв, как после еды, чтобы пища переварилась) она не будет усвоена – отложена в долгосрочной памяти, связана с другой информацией – и просто исчезнет в подсознании, после чего человек будет чувствовать «информационное несварение» – описанные выше расстройства.
Безусловно, зная о таких формах расстройств (головокружение, депрессия и прочие) при передозировке «не переваренной» информации многие проповедники считают своим долгом уберечь верующих от подобного. При этом о причинной аргументации, то есть почему произошли эти расстройства и как правильно воспринимать информацию, думать не желают. Нахожу это понятной, но довольно ограниченной мерой. Давайте расширять кругозор, дорогие братья и сестры! Разумеется есть масса людей, которые не достаточно восприимчивы к сложным темам. Поэтому им требуется уделить в десять раз больше времени, чтобы ваша аргументация о дозированном приеме информации отложилась, усвоилась и возымела эффект в их жизни. Идем от обратного, если вас не убедила аргументация выше. Сколько пасторов и проповедников сегодня имеют компьютеры и интернет? Ответ – большинство! А не лицемерие ли это, рекомендовать не смотреть телевизор, имея интернет?! Будем последовательны – нельзя считать телевизионный приемник источником проблем! Безусловно – перед этим пастве требуется рассказать об информации – правилах дозировки и анализа, хоть это для многих и трудно. Давайте я подкину еще один источник информации – телефон! Мобильный телефон (там есть и игры, и видео, и интернет)! Понятно ведь, – что суть проблемы не телевизор или телефон. Так давайте говорить о сути проблемы, а не о следствиях. Если оставаться на позициях запрета, то лучше было бы говорить о глазах и ушах, следуя логике – нет глаз и ушей – все в порядке! Нет соблазнов! Ведь соблазны приходят в виде информации, а информация на 99% воспринимается глазами и ушами. Нет их – почти конец соблазнам! Но не этому учил Иисус Христос. Он учил мудрости, то есть порядку в мышлении, порядку в получении информации и ее анализе, чтобы имея все органы восприятия информации мы пользовались ими правильно. А чтобы научиться этому требуется прежде всего понять, что информация – это та же самая пища, но только для ума. И, следуя логике, для любой пищи, в том числе информационной, требуется дозировка. Также желательно, чтобы пища была совместима, а еще лучше одного вида (раздельное питание), когда выделяются только требуемые для усвоения этого вида пищи вещества (несварение происходит именно из-за того, что в желудке набросана разных видов пища, для которой выделяются различные вещества, которые затем смешиваются, и прореагировав друг с другом, превращаются в не усваиваемый коктейль, извергаемый вон). Информация также должна быть «совместима», – то есть быть одного вида, чтобы ее легче было анализировать (усваивать). У каждого, безусловно, разные аналитические (интеллектуальные) способности – один может анализировать только одновидовую и простую информацию («словесное молоко» 1Пет.2:2), другие же успешно переваривают и более сложный информационный состав («тверда пища» Евр.5:14). Но и для тех, и для других нужны перерывы в приеме информации, хотя величина дозировки для каждого человека различна – каждый сам чувствует, когда он устал воспринимать информацию – один через 5 минут, другой через 5 часов!
Отчасти, именно этим объясняется сон на скамейках в церквях, а не тем, что люди не хотят бодрствовать и слушать, или не выспались дома. Некоторые просто перестают воспринимать информацию из-за перенасыщения ею. Иногда, правда, информация идет весьма разноплановая, которую многим трудно без перерывов «усвоить» и они также перестают ее воспринимать – зевают, смотрят по сторонам и так далее. Видите в чем проблема? Она на поверхности – в способностях воспринимать и анализировать информацию, которые у каждого из нас разные, потому что Бог захотел так, чтобы все были разными – с разным интеллектом, с разным ростом, с разной красотой, цветом глаз, кожи и так далее.
Что мы можем извлечь из вышесказанного? Прежде всего то, что все мы разные – правда не очевидный факт? :) И следствием этого является то, что один может поднять штангу в 250 кг, а другому трудно даже 25 кг оторвать от земли, один может прыгнуть с третьего этажа, а другой плохо по ступенькам перемещается. Но самое главное, – разумеется, не в этих отличиях. Самое главное отличие, которое, почему-то по инерции, некоторыми считается одинаковым для всех даром, состоит в РАЗНЫХ В СПОСОБНОСТЯХ ВОСПРИНИМАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ. Именно эти способности одних делают «менеджерами по уборке территории», а других ведущими конструкторами баллистических ракет или искусственных спутников разного назначения. А из этого проистекают очень далеко идущие выводы. Некоторые из них, применительно к теме данной статьи, следующие. Все люди по-разному воспринимают и по-разному анализируют информацию, а значит уместно предположить, что одна и та же информация для одного человека останется не переваренной, не усвоится (почва при дороге, Лук.8:5), для другого переварится частично (каменистая почва, Лук.8:6), для третьего переварится полностью, но ввиду ограниченного кругозора человека – такими же ограниченными будут и выводы, следствия анализа этой информации (тернистая почва, Лук.8:7), а четвертый человек (Лук.8:8) проанализирует полученную информацию тщательно, сопоставит одно с другим, перепроверит сделанные выводы, сверит их и полученную информацию с разными источниками – благодаря чему информация во-первых подтвердится или опровергнется, во-вторых обрастет ассоциативными связями с другой информацией из большого количества имеющейся в памяти, в-третьих, получит развитие в дальнейшем, став прочным фундаментом для следующей порции информации, в-четвертых, обязательно принесет пользу этому человеку, так как его внутренний мир обогатиться добротной и прочной, проверенной и надежной информацией – главной составляющей конструкции внутреннего мира, его мировоззрения, его профессиональных навыков и опыта, его суждений и предпочтений.
Информация – самый ценный продукт для ума. Не многие это понимают, так как строили свой внутренний мир из обрывков разношерстной информации, которая плохо "усваивалась" и сопоставлялась, не достаточно полно анализировалась, не перепроверялась, а бралась и размещалась в памяти «на веру» в ее истинность. Как следствие, новая информация ассоциировалась не всегда с нужной и не всегда с истинной информацией. В результате получился информационный конгломерат, который приносит мало пользы его обладателю – «выдавая» не то, и не там, где требуется. Сложно говорить об аргументации с таким индивидуумом, так как одни аргументы он воспринимает, другие же в его разуме ассоциированы не с «той» информацией – в следствие чего их он видит «в ином свете». В результате – самые логичные построения им воспринимаются не адекватно, на основании его стереотипов, предрассудков и убеждений, полученных (построенных) на таком вот информационном основании.
Человек, в плане мышления, – изменяемое творение, то есть в отношении багажа знаний часть информации можно, а иногда и нужно, скорректировать. Если всю накопленную информацию изменить (переосмыслить) не получиться – сами понимаете, какой это труд (начиная с младенческих азов до зрелого возраста), – то переосмыслить отдельные стереотипы, нормы поведения и даже мировоззрение не просто возможно, но иногда просто необходимо.
Итак, пища для размышлений (анализа, обдумывания) имеется.
Теперь давайте коснемся вопросов обучения (библейского, в том числе). Для начала вспомним, что информацию каждый должен
получать порциями, при том, что величина этих порций всегда разная для каждого конкретного человека, иначе, если превысить
размер порции, которую может «вместить» разум конкретного человека, остальная часть информации просто останется за бортом
«базы данных познания» (разума и доступной памяти) и ее придется слушать (закладывать) повторно, снова тратя (а, вернее, уже
теряя) время на то же самое. Второй по порядку, но важнейший по значению аспект, который нужно учитывать при обучении – это
СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.
Содержание имеет решающее значение. Приведу поясняющие примеры. Всем известна история грехопадения человека. Читать библейскую историю о грехопадении в Эдемском саду можно не отвлекаясь на перерывы для обдумывания, – эта история настолько понятна и проста, что не требуется частых остановок, а вполне хватает памяти для запоминания ее целиком, а затем в свободное время ее можно сопоставить, связать с другой информацией и найти множество параллелей и следствий, но информация не будет потеряна, так как ее смысл прост и уже ассоциирован в процессе чтения. ВО ВРЕМЯ чтения эта история облекается разумом в канву тех событий и переплетается с подобной в разных ассоциациях информацией (этого достаточно, чтобы не забыть смысл, а затем подвергнуть его более полному и всестороннему анализу).
Второй пример. Есть информация, смысл которой сразу далеко не ясен, и если не уделить времени на анализ (обдумать смысл, сопоставить и вывести закономерности, получить ассоциации с уже известными массивами информации по этой теме), не прервать процесс получения информации, не сделать перерыв для ее усваивания, то эту информацию гарантированно придется закладывать заново, но уже теряя время. Что же это за информация? К такой информации относятся математические, химические, физические формулы, алгоритмические и машинные языки, элементы дискретных информационных структур, их форматы и очень много другой информации. Эта информация не может читаться как история или биография. Вы, безусловно, забудете более 90% формул и команд, если просто прочитаете их страница за страницей, как прозу. Этот вид информации требует значительно более частых перерывов между чтением (получением информации) и ее анализом (обдумыванием, сопоставлением, ассоциированием). Время на перерыв для анализа для каждого из нас требуется разное. Это очень важно учитывать, так как иначе процент выхода обученных (успевших проанализировать, запомнить и способных применить) людей будет слишком мал.
Подводя итоги данной статьи, я сделал бы пояснение. Как это ни странно, но именно простые, на первый взгляд, вопросы, вроде поставленного в заголовок статьи, требуют такого полного и всестороннего анализа основы-основ нашего мировосприятия – разума, обрабатывающего ИНФОРМАЦИЮ. Многие делают ошибку, заключая, что где-то в Библии есть прямой ответ на вопрос, можно ли смотреть телевизор. Нет, прямого ответа там нет, к сожалению. И только исследуя причину, суть вопроса, который тянет за собой весь информационный пласт нашего существования, можно попытаться дать разъяснение этого вопроса. И было бы очень не плохо (а можно сказать правильно, так как это повеление Бога – заботиться о своем разуме), если бы каждый человек относился к источникам информации осмысленно, всегда оставаясь на страже своего разума, всегда подбирая содержание информации, более полно обогащающее его как личность, как христианина с большой буквы (хотя каким он еще может быть?), давая ему все новые и новые возможности для оптимизации своих усилий во благо другим и для славы своего Творца. И где, как не в исследовании Писаний, может проявить себя наш интеллект, в исследовании творением воли Творца.
Однако для Господа совсем не важно, какая у нас физическая сила, "мощь" интеллекта и прочие атрибуты. Для нашего Господа Иисуса Христа важно, как мы относимся к другим людям и к Нему! В смирении ли мы живем? С кротким ли сердцем, всегда любящим ближнего нашего? Или же мы хвалимся своей силой, например, или интеллектом?! И, конечно, для всех нас главное в жизни любить Господа и ближнего нашего, а все остальные наши "достижения" никогда не должны стать поводом к самопрославлению, но к похвале Господа, потому что "все из Него, Им и к Нему"! (Рим. 11:36). Все, что мы можем, умеем и достигаем – это дар Божий. Ему слава во веки, аминь.
В качестве основания для этого материала – о важности подбора, правильности получения и анализа информации – послужили следующие места из Священного Писания – обращение Творца к своему творению:
Книга Притчей, 1:20 «Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, 21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: 22 "доколе, невежды, будете любить невежество? [доколе] буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? 23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. 24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; 25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.»
Книга Притчей, 3:13 «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – 14 потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: 15 она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. 16 Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава; 17 пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные. 18 Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!»
Книга Притчей, 4:7 «Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. 8 Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; 9 возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец. 10 Слушай, сын мой, и прими слова мои, – и умножатся тебе лета жизни. 11 Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. 12 Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься. 13 Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно – жизнь твоя.»
Книга Притчей, 8:1 «Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? 2 Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; 3 она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: 4 "к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! 5 Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму. 6 Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда; 7 ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих; 8 все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; 9 все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. 10 Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; 11 потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. 12 Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.»
Екклесиаст, 7:11 «Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце: 12 потому что под сенью ее [то же, что] под сенью серебра; но превосходство знания в [том, что] мудрость дает жизнь владеющему ею.»
Посл. Коринфянам, 2:6 «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, 7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, 8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.»
Иеремия, 9:23 «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. 24 Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь.»